Ассоль

В. Савчик

балет в 2-х действиях

Хореография и либретто народного артиста Беларуси В. Иванова
Постановка осуществлена при содействии Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства

Дирижер-постановщик
Олег ЛЕСУН

Дирижер
Марина ТРЕТЬЯКОВА
Николай МАКАРЕВИЧ

Балетмейстер-постановщик
Владимир ИВАНОВ

Художник-постановщик
Валентина ПРАВДИНА

"Ассоль" — белорусский балет, в основе которого — знаменитая повесть Александра Грина "Алые паруса", написанная в 1916–1922 годах и получавшая неоднократное воплощение на сцене и на экране.

Сегодня, кстати, многие уже не помнят, что настоящая фамилия Грина — Гриневицкий, или в русифицированном переводе — Гриневский. Его отец, белорус Стефан Гриневицкий (русифицированное Степан Евсеевич Гриневский (1843–1914), происходил из белорусской шляхты и был родом из Дисненского уезда Виленской губернии Северо-Западного края Российской империи (сегодня это Миорский район Витебской области). За участие в восстании Кастуся Калиновского 1863 года Стефан Гриневицкий был сослан в Колывань Томской губернии, а затем в 1868 году ему было разрешено переехать в Вятскую губернию. Здесь у него в браке с Анной Степановной Гриневской (в девичестве Лепковой) в 1880 году родился сын Александр.

В свое время над "Алыми парусами" работали такие разные мастера, как талантливый "сказочник" — кинорежиссер Александр Птушко, режиссер Борис Степанцев, композитор Максим Дунаевский, поэт Леонид Дербенев. Действительно, история о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте не может не вдохновлять.

Однако композитор Владимир Савчик и балетмейстер-постановщик, народный артист Беларуси Владимир Иванов прочли эту историю каждый по-своему. Савчик создал музыкальное решение, далекое от нежно-романтических тонов, Иванов предпринял попытку переложить романтическую прозу Грина на современный и экспрессивный язык балета. Те, кто ожидает насладиться томными девичьими вздохами, будут несколько разочарованы. Зрителей ждет мир страстей и соблазнов, путешествие в подводное царство, и масса самых противоречивых впечатлений. Спектакль "Ассоль" — это не мир сказки, а стремительное драйвовое действо, рвущееся к зрителю на всех парусах. Пусть и не совсем алых. Их, кстати, в спектакле не будет вовсе. Как не будет и некоторых привычных персонажей: отца героини — моряка Лонгрена, старика Эгля, встретившегося ей в лесу. Зато в балете есть новый персонаж — Рассказчик, о котором никогда нельзя сказать точно, что у него на уме (кто знает, может это сам автор повести?) Потому вас ждут отнюдь не канонические "Алые паруса". К тому же нельзя точно сказать — где и когда происходит это действие. По признанию Иванова, он бы хотел избавить историю от каких-либо временных признаков, чтобы она прозвучала вне времени и пространства.

"В нашей работе мне бы хотелось отойти от штампованного восприятия произведения Грина, — рассказывает о своем замысле Владимир Иванов. — Ведь в ней столько энергии и жизни. Откройте книгу и прочтите, как сам Грин характеризует своих персонажей:

"Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили тем, что будто отец ее ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями общественного мнения; она перестала наконец оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца: "Скажи, почему нас не любят?" "Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут". — "Как это — уметь?" — "А вот так!" Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившись от нежного удовольствия.

Или про Грэя:

"…Грэй промотал часть своего имущества на пирожном, отдавая этим дань прошлому, а остальную часть — для настоящего и будущего — проиграл в карты. Он хотел быть "дьявольским" моряком… Понемногу он потерял все, кроме главного — своей странной летящей души…"

I акт. "Мир Ассоль"

Перед нами — Рассказчик. Из массы молодых парней и девушек он выбирает героиню будущего балета. Его выбор падает на Ассоль. Встреча с Рассказчиком меняет ее жизнь. Сначала она встречается с русалками, где ее посещает предчувствие скорой любви. Потом она попадает на таинственный бал, где за ней ухаживают импозантные кавалеры. Наконец, знакомится со зловещими пиратами и мертвецами. Все это приводит ее в смятение, но она не может побороть свое природное любопытство. Наша Ассоль только познает мир и саму себя, находится в поиске своего "я".

II акт. "Мир Грэя"

Капитан Грей предстает перед зрителем отнюдь не положительным персонажем. Он любит карты, а свое наследство промотал. Он бунтарь от природы.

После череды приключений и жестоких испытаний, Грэй знакомится с Ассоль. В его сердце вспыхивает любовь. Именно на этом авторы спектакля ставят точку.

После определенного перерыва в репертуаре Белорусского государственного академического музыкального театра появляется национальный балет.