Пиковый валет

ИЗ ГОРОДА-ГЕРОЯ ТУЛЫ В ГОРОД-ГЕРОЙ МИНСК - 2
    С 1 по 8 марта 2016 года на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра пройдут гастроли одного из старейших театров России – Тульского академического театра драмы. Наш театр уже во второй раз приезжает в Минск. Предыдущие гастроли состоялись в 2013 году и мы счастливы вернуться в ваш замечательный город на гостеприимную сцену Белорусского музыкального…
Туляки гордятся своим театром. Тульский театр – ровесник Тульской губернии. 17 декабря (по ст.стилю)  1777 года, в третий день торжеств по учреждению Высочайшей милостью Тульского наместничества, был дан первый спектакль. Как повествуют архивы: «Играли в сей день известную комедию «Так и должно», актёры исправили свое дело довольно исправно и удачно…»
    Среди зрителей театра в разные времена были Императрица Екатерина II, поэт В.А. Жуковский, писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский, почетные граждане города – меценаты и покровители, любители изящного искусства. Может быть, и сейчас в наших креслах сидят потомки тех, кто видел на сцене М.С. Щепкина,  артиста, ставшего «первым нетеатральным на театре», кто видел дебют П.М. Садовского, кричал «Браво!» гастролирующим П.С. Мочалову, М.Н. Ермоловой, А.И. Южину, К.С. Станиславскому, кто восхищался постановками трагедий Сумарокова, Озерова, Шекспира, Шиллера, сопереживал героям Островского, Толстого, Чехова, Горького. Может быть, есть потомки видевших 15 апреля 1890 года на сцене Дворянского собрания первый публичный спектакль по пьесе «Плоды просвещения», в репетициях которого принимал участие сам автор – Л.Н. Толстой.
      Тульский театр знавал разные периоды своей жизни: время отражалось в репертуаре и режиссуре, актерских судьбах. Испытанием стал 1938 год, когда практически все главные действующие лица спектакля «Анна Каренина» оказались членами «шпионской организации», были арестованы, четверо расстреляны, среди которых была и актриса чарующего обаяния – Анна Томашевская, исполнительница ролей  Анны Карениной, Дианы, Марии Стюарт.
          В годы Великой Отечественной войны театр не прекращал своей работы (за исключением периода осадного положения города). Почти каждый день давали по два спектакля, выезжали с концертами в воинские части и на передовую.
          Своё первое здание у театра появилось лишь в 1912 году (ныне Областная филармония) и стало любимым местом для туляков.
    В 1970 году театр получил новое, уникальное здание, создатели которого были удостоены Государственной премии РСФСР, среди них был главный художник и директор театра Л.Я. Брустин, заслуженный художник России.
          Один из самых значительных периодов истории театра связан с именем заслуженного деятеля искусств России Р.П. Рахлина. Именно он открыл новое здание театра постановкой пьесы «У времени в плену» А. Штейна. Р.П. Рахлину удалось собрать труппу с широкой палитрой актерских индивидуальностей. Ставя актерское имя во главу спектакля, он открывал актера городу или талант известного мастера сцены поворачивал новой гранью.
    Двадцать один год, с 1989 по 2011 годы творческий коллектив возглавлял народный артист России Александр Иосифович Попов. С первых спектаклей Александр Иосифович заявил свои условия – говорить со зрителем на современном языке, будь то С. Злотников или У. Шекспир, А.Н. Островский или Гр. Горин, А. Кутерницкий, Лопе де Вега, Б. Брехт или Н.В. Гоголь. «Я всегда ставлю автора, - говорил А.И. Попов, - так учили меня мои учителя Г.А. Товстоногов и А.И. Кацман».  Попов возвращает на сцену после пятнадцатилетнего перерыва героев Л.Н. Толстого. «Анна Каренина», «Два гусара», «Семейное счастие», «Страсти по Никите (Власть тьмы)» становятся авторскими, исповедальными спектаклями театра. Бережно хранит театр творческое наследие А.И. Попова. В репертуаре сохраняются пять спектаклей Мастера. И нынешние гастроли театр открывает спектаклем «Соколы и вороны» в постановке Александра Иосифовича.  Театр для А.И. Попова был домом, семьей, в котором всегда должны звучать молодые голоса. С 1995 по 2007 годы под руководством Александра Иосифовича на базе театра был открыт филиал Ярославского государственного театрального института,  двенадцать выпускников которого трудятся сейчас в театре, продолжая дело своего Учителя.
В 1993 году спектаклем «Лес» А.Н. Островского Тульский театр открывает первый Московский фестиваль «Островский в Доме Островского». С этого периода начинается российское фестивальное движение, в котором Тульский театр принимает самое активное участие.
          В 1995 году театру было присвоено почетное звание «Академический».
Сейчас во главе театра стоит его директор – заслуженный работник культуры России Сергей Михайлович Борисов.  Опытный организатор, более тридцати лет руководящий театром, С.М. Борисов естественно и легко, профессионально безукоризненно обеспечивает со своими заместителями четкую работу всех служб и цехов театра для свободной, творческой инициативы актеров, режиссеров, художников.
238 лет служит театр зрителю. С гастролями он объездил практически все пространство бывшего СССР: от Прибалтики и Украины, от Беларуси до Крайнего Севера, Урала и Поволжья.
Век XVIII, XIX, XX, XXI… Четвертое столетие Тульский театр с радостью встречает своих зрителей. И как в конце XVIII столетия, так и сейчас, в  начале века XXI, театр служит выполнению самой благородной миссии – говорить со сцены о добре и зле, милосердии, вере, надежде. Разные времена, разные судьбы, но желание жить в гармонии с самим  собой и с миром неистребимы во все века. Любить все сущее, не разрушать, а созидать. В этом жизнеутверждающий настрой и секрет молодости Тульского академического театра драмы.
В гастрольную афишу вошли пять спектаклей.
Откроются наши гастроли музыкальной комедией по пьесе Михаила Старицкого в переводе А.Н. Островского «За двумя зайцами» (режиссер Дмитрий Краснов, художник Александр Дубровин). Это комедия на все времена! В пьесе есть всё: интрига, азарт, юмор, характеры, любовь, недостижимость идеала! Что делать предприимчивому неглупому молодому человеку привлекательной наружности, когда у него нет денег? Ясно: жениться на богатой. А если богатая нехороша, а хороша та, что красива до невозможности? Денег Свириду Петровичу Голохвостому очень хочется, но еще больше манит к себе удовольствие! Вкус жизни чего-то ведь стоит! И Голохвостый решается на отчаянную авантюру. Кто только не будет замешан в возникшей круговерти: родители невест, жених одной, друзья, подруги, кумовья, сваты, соседи, слуги, ростовщик и даже квартальный! Эта народная картина нравов и характеров окажется яркой, солнечной, озорной, песенной и танцевальной! Создатели спектакля надеются, что равнодушных в зрительном зале не будет!
Далее минчане познакомятся с криминальной комедией «Пиковый валет» (режиссер Владимир Ветрогонов, художник Ольга Кулагина) по одноименной повести Бориса Акунина. Криминальная комедия «Пиковый валет» полна тайн, мистификаций, подлогов, авантюр, азарта. Главный герой спектакля знаменитый сыщик, чиновник по особым поручениям Эраст Петрович Фандорин. Ему предстоит распутать очередное загадочное дело… Пара Дмитрий Савин и Маша Масленникова, русские Бони и Клайд, работают на загляденье виртуозно! Деньги делают из воздуха красиво и непринуждённо! Чего стоит одна «Небывалая лотерея недвижимости», которую они придумали: за двадцать пять рублей человек мог выиграть особняк, виллу, доходный дом в лучших европейских городах. Выигрыш проверялся на месте, от счастья многие падали в обморок! Как только Эраст Фандорин нападал на след мошенников, они растворялись в пространстве, оставив на месте преступления карту «Пиковый валет», свой фирменный знак. На авантюристов расставляют полицейские сети, они ускользают, как ужи. В их «лохотрон» попадают Губернатор Москвы, графиня Опраксина, богач Самсон Еропкин и множество других лиц… Действие переносит зрителя то на Губернаторский бал, то на каток, на паперть церкви, то в зал суда… Зрелище обещает быть незабываемым! А любовь? Конечно же, в «Пиковом валете» есть любовь, вернее ее романтический ореол, пытающийся догнать исчезающую коляску с кумиром…
Продолжит гастроли пьеса известного российского писателя и драматурга Юрия Полякова «Как боги» (режиссер Дмитрий Краснов, художник Ирина Блохина). Ю. Поляков соединяет драму с комедией, трагедию с фарсом, делает это мастерски, остро, смешно, пародийно, парадоксально. В семье дипломата в отставке Гаврюшина кормилицей стала жена Вера Николаевна, уникальный специалист по этикету, своего рода Пигмалион, преобразующий неотесанных брутальных мужчин в хорошего тона бизнесменов. Спрос на услугу оказался большим, график работы Веры Николаевны расписан на многие месяцы вперед. Очередной предмет для «окультуривания» сибиряк Артем Бударин буквально выворачивает жизнь Гаврюшиных наизнанку, неожиданно внедряясь в нее… С первого взгляда в него влюбляется дочь хозяев Алена. В нужную минуту Бударин спасает из финансовой западни сына Гаврюшина. Бударин может все! Он с легкостью преодолевает все сложности! Энергичный, напористый, он завораживает своей молодой силой и Веру Николаевну… «Живи, как душа просит!» — эта странная философия Артема Бударина втягивает его в непростые отношения с женщинами семьи. Для него нет никаких запретов и внутренних ограничений. К тому же и глава семейства смотрит на все сквозь пальцы… Живи, как душа хочет! Хочешь – сделай! Нужно – возьми! Мешают – отодвинь! Героев спектакля ждут большие испытания, шокирующие открытия, неожиданные повороты судьбы. И удивиться, действительно, есть чему…
Завершит гастроли улетная комедия Марка Камолетти «Боинг-Боинг» (режиссер Дмитрий Краснов, художник Александр Дубровин). Эта пьеса вошла в «Книгу рекордов Гиннеса», как наиболее часто исполняющаяся за рубежом французская пьеса. Холостяк Бернар организовал для себя замечательное времяпрепровождение: обзавелся тремя девушками сразу – американкой, француженкой и немкой. Нет, они не любовницы – они невесты! И каждая думает, что она единственная. Все три невесты – стюардессы, каждая имеет свой ключ от дома. А как они не встречаются? О, это надо было организовать, математически выверить! Земля вертится, а вместе с ней в разных часовых поясах и невесты Бернара. Три раза в неделю он меняет не только невесту, но и кухню, привычки, образ жизни! Адреналин! У приехавшего из провинциального Экса Робера, школьного друга Бернара, голова пошла кругом от одних только рассказов! И надо же такому случиться, что именно в день приезда Робера, настал черный час. Отлаженный механизм Бернара дал сбой! Все три девушки – Мэри, Мишель и Марта – оказались одновременно в одном месте, и практически в одно и то же время каждая открыла дверь своим ключом… В результате непредсказуемой интриги и умопомрачительных поворотов сюжета уже ни на что не надеявшиеся герои, каждый, вынул свой выигрышный билет! И даже незаменимая служанка Берта получила к своему жалованью надбавку в двадцать процентов!
Для маленьких зрителей и их родителей мы покажем мюзикл «Тульскiя диковины» по мотивам сказа Н.С. Лескова «Левша» (автор пьесы и режиссер Вениамин Найман, композитор Сергей Уткин, художник Ирина Блохина). Даже самый юный туляк знает, кто такой Левша, что он Блоху подковал! Левшу любят и хотят видеть этого героя на сцене. Мюзикл для детей и взрослых «Тульскiя диковины» воочию представит историю о Блохе. А история эта полна приключений, неожиданностей, путешествий и встреч. Наш Левша – вот он! Тульский мастер, да не один, а с друзьями – туляками! Театр – волшебный край, он может соединить всё: царский двор Императоров Александра и Николая, жителей Британских островов, зрители увидят ожившие диковинки из Кунсткамеры, встретятся с чудищами Твердиземного моря, и даже сама Аглицкая блоха будет перед ними танцевать! «Тульскiя диковины» — мюзикл, а это значит, будет много музыки, танцев, песен, улыбок, юмора, хорошего настроения! А Левша – наш друг, наша гордость и слава, ведь Тула по сей день умельцами полна, потомками Левши!
Наши гастроли продлятся восемь дней. Они носят обменный характер (кстати, за три года Белорусский государственный академический музыкальный театр успел побывать в Туле уже четыре раза и нынешние гастроли уже пятые по счету), и мы надеемся, что это будет время взаимной радости! До встречи на наших спектаклях!