Программа белорусского перфоманса PENATRA(C)TION-VII (18+)

Программа белорусского перформанса penAtra(C)tion-VII

penAtra (C) tion – это гибрид двух английских слов: «проникновение» и «притяжение». Опыт проникновения внутрь себя иногда бывает болезненным, однако искусство наделено силой преобразовывать психические травмы в увлекательный аттракцион.

Платформа penAtra (C) tion ставит перед собой цель показать разнообразие белорусского перформанса, предоставив площадку для самых разных его представителей. Кто-то из них пугает своей интровертностью, кто-то развлекает дурашливыми выходками. Кто-то использует только собственное тело, а кто-то задействует весь доступный современному художнику арсенал изобразительных средств. Кто-то стремится шокировать зрителя, а кто-то рассчитывает на спокойную беседу с ним. Кто-то создает герметичный текст с тщательно зашифрованными смыслами, а кто-то играет этими смыслами. Но в любом случае всем им присуща четкая «авторскость» и склонность проявлять ее непосредственно здесь и сейчас, на глазах у публики. Что и является сутью искусства перформанса.

Платформа penAtra (C) tion проходила в рамках белорусского спецпроекта на IV Московской биеннале современного искусства (2011), Ночи музеев в Минске (2012), фестивалей «Гогольфест» (Киев, 2013) и «Дах» (Минск, 2013, 2015), а также в формате отдельного двухдневного фестиваля в минском Центре современных искусств (2014).

Продолжительность – 2 часа 30 минут

На площадке Национального центра современных искусств

ул. Некрасова, 3

Начало в 18.00

18+

Участники

Константин Мужев

В околотворческих кругах этот перформер имеет скандальную репутацию (прежде всего он известен своей привычкой выступать обнаженным), хотя на самом деле его зрелищные мультимедийные представления вовсе не стремятся к дешевому эпатажу. Перформанс – продолжение скульптурной практики автора, новый инструмент исследования взаимодействий формы и цвета. А также способ выявления своего отношения к тем или иным экзистенциальным и социальным проблемам.

Группа «Механёры культуры»

Проект организаторов фестиваля «Дах» Змитра Юркевича и Алеся Родина отметился целой сотней перформансов, которые проходили не только в арт-центрах и галереях, но и на улицах европейских городов и даже непосредственно в Свислочи и Шпрее. В последнее время группа сосредоточена на нестандартном воплощении исторической тематики, населяя свои масштабные иррациональные представления призраками белорусского прошлого.

Группа «Экзарцыстычны Gesamtkunstwerk»

Лейтмотив мультимедийного проекта – «Скульптор как перформер, перформер как скульптура». Иногда это гипсовая статуя с человеком внутри, иногда – аэродинамическая инсталляция. Экзистенциальные переживания и культурологические концепты становятся основой для яркого, громкого и иногда жестокого шоу.

Сергей Жданович

Известный фотохудожник, использует перформативные практики как средство выхода за пределы двумерного изображения и возможность налаживания прямого контакта с публикой. Отталкиваясь от образов и идей собственного творчества, он ищет их новые пластические и пространственные решения.

Юрась Борисевич

Создатель поставангардистской теории шизореализма воплощает ее на практике, создавая затейливый коктейль из географии и мистики, космологии и физиологии. Еще глубже внедряя шизореализм в жизнь, автор иногда превращает в перформансы свои искусствоведческие лекции или даже просто разговоры с друзьями.

Александр Зайцев

Имеет репутацию самого интровертного и сложного для понимания белорусского перформера. Начав творческую деятельность в тандеме с легендарной Людмилой Русовой и создав целый ряд самостоятельных герметичных высказываний, он, в конце концов, достиг способности воплощать собственные идеи с помощью настолько выразительных художественных образов, что они не требуют истолкования.

Ольга Роговая

Перформансы, которые не требуют интерпретации.

Кураторы проекта

Павел Войницкий

Скульптор, кандидат искусствоведения, доцент Белорусского национального технического университета. Член Белорусского союза художников, Белорусского союза дизайнеров и Международной ассоциации искусствоведов. Автор более чем ста критических и публицистических текстов в отечественной и зарубежной художественной прессе.

Куратор и сокуратор нескольких десятков художественных проектов, в числе которых: Минский международный фестиваль художественного стекла «GlassНавигация» (2013), выставка архитектурно-художественных инсталляций «АрТРЭШткі» в рамках ХІ Национального фестиваля архитектуры (Минск, 2015), выставка современного белорусского стекла «Стекловата» (Москва, 2015), Первый белорусский фестиваль постскультуры (Минск, 2016).

Член кураторской группы Павильона Республики Беларусь на 54-й Венецианской биеннале, сокуратор Специального проекта Республики Беларусь «Внутренние ландшафты» на IV Московской биеннале современного искусства.

Илья Син

Литератор и перформер. Автор пяти книг трансгрессивной прозы. Соучредитель литературного движения «БумБамЛіт» (1995–1999), группы экзистенциальной клоунады «Театр психической неуравновешенности» (1997–2010). Участник и соорганизатор нескольких сотен мероприятий в Беларуси и за рубежом. Лауреат альтернативной Нобелевской премии в области литературы и бытового пьянства (1999).